Писатель Андрей Кокотюха:«Сексом занимаются все, а драками – один из ста»
Письменник Андрій Кокотюха наслідив на Чернігівщині вдосталь. То він народиться у Ніжині. То проходить практику в газеті «Чернігівські відомості». Або приїжджає сюди з літконцертами. То знімається на нині покійних чернігівських жабках, і передачі з його участю виходять на телебаченні «Новий Чернігів». То Андрій пише роман, в якому події розгортаються навколо чернігівського пивкомбінату.
Словом, редакція «Високого Валу», не могла пройти повз інтерв’ю з людиною, якого вважає своїм добрим приятелем і колегою.
По романам успешного автора детективов Андрея Кокотюхи снимают сразу два телефильма. В основе первого – книга "Темная вода", в прошлом году выигравшая Гран-при "Коронации слова".
А решение об экранизации триллера "Легенда о Безголовом" было принято еще до того, как книга – написана. Это уникальный случай не только для Украины. Дело в том, что трудолюбивый Андрей сперва написал синопсис будущего романа – идея очень понравились продюсерам фильма. Таким образом, пока печатается книга, Александр Стеколенко – клипмейкер, работавший с "Океаном Эльзы", Аленой Винницкой, Александром Пономаревым и другими музыкальными звездами – уже снимает фильм.
– Андрей, что же в ваших книгах так привлекло киношников?
– Они ко мне часто обращаются, ведь из 18 моих книг девять – готовые киносценарии. Я люблю кино: когда пишу роман, вижу его, словно фильм. Истории придумываю по всем правилам жанра, но с учетом национальной специфики и славянской ментальности. "Темная вода" – это, по сути, сюжет "Собаки Баскервилей", перенесенный на постсоветское пространство. Я это и не скрываю, потому что радикально новых идей в мире больше не осталось. И в "Темной воде", и в "Легенде о Безголовом" оживает страшное предание, а люди пытаются разобраться: то ли и вправду мистика, то ли хитрый человек управляет событиями. Как правило, мистика находит логическое объяснение. Такой формат привлекает телепродюсеров, ведь стрелялки уже не так востребованы, как десять лет назад. Сейчас у нас в стране более-менее спокойно, и мне хочется рассказать людям жуткую, атмосферную историю. Кстати, для Украины характерно было бы развитие жанра нуара – и в литературе, и в кинематографе.
– Какие характерные черты этого жанра?
– Мрачная атмосфера, ночной антураж, жесткие истории, максимально приближенные к реальной жизни. Сюжеты не гламурные, а даже антигламурные! И хэппи-энд не должен восторжествовать после того, как главного злодея обнаружили. Ведь поимка одного преступника не изменит общей картины того, что происходит вокруг... А жанр боевика для Украины нехарактерен – это я понял, когда написал четыре романа в "боевом" духе. В них главными героями должны быть ветераны войны (афганской или чеченской), или просто покалеченные люди. А поскольку наша страна давно ни с кем не воевала, книгам таким просто никто не поверит. А вот людей, подверженных фобиям, комплексам, языческим предрассудкам, в Киеве много. После платного доктора наш человек обязательно проконсультируется у "бабки".
– Так вы черпаете вдохновение у "бабок"?
– Зачем они? "Темную воду" я придумал, пока отдыхал на Десне. Когда вокруг вода, темнота, отсутствует покрытие мобильного оператора и любой другой намек на цивилизацию, волей-неволей кажется, что из реки выползет водяной или русалка. Любой человек с богатым воображением, много читающий, на развалинах старого замка подумает о привидениях. А я еще и историю сочиню!
– А с вами самим, Андрей, приключалось нечто мистическое?
– Когда лет пять назад сочинял роман "Нейтральная территория", только купил компьютер. До того писал в школьных тетрадках в клеточку... Квартиру мою обокрали, и в числе прочих вещей вынесли компьютер с романом. Через месяц привели человека, говорят "он ограбил вашу квартиру". А преступник вдруг, ни с того ни с сего, отвечает: "Что вы мне кражу шьете, когда на мне два убийства"...
– Вот опять говорим о детективах. Что сейчас происходит с этим литературным жанром?
– Почитайте Бориса Акунина – станет ясно. Как человек начитанный, знающий языки, он интерпретирует мировой опыт детектива с XIX века по сегодняшний день в одном произведении. Могу сказать, что детектив перестал быть самодостаточным жанром – его элементами стали пользоваться многие авторы. И детектив окончательно растворился в современной литературе. Я сравниваю детектив с джинсами – они модны уже двести лет, но каждый год актуальна новая модель... Сегодня, например, чем меньше боевых эпизодов в романе, тем лучше. Но та малость, что есть, должна быть ударна. Чтобы драки не стали самоцелью. Хотя иногда сложно отказать себе в их описании: например, в "Темной воде" есть сцена драки на берегу реки, ночью, при участии арматурных цепей, обрывов, падений с высоты...
– Неужели на основе собственного опыта описывате драки?
– Нет, я вообще стараюсь избегать драк. Вот в Ирпене был я пресс-секретарем фестиваля молодежного кино, пришли местные, выбрали объектом избиения меня, обступили, началась драка... Самое смешное, что в руках у меня была бутылка водки, и в начале драки я ее поставил на землю. Когда уже менты хулиганов увезли, оказалось, что с бутылкой этой ничего не случилось! Все участники драки так старались прыгать и махать кулаками, что бутылка не упала. Это – украинская драка. Была бы русская, водку выпили бы в процессе... Считаю, что доказал свою правоту не тот, кто полез в драку, а тот, кто ее избежал. Сейчас я даже перестал читать боевики, так как не могу отождествить себя с их героями. У меня не накачанные мускулы, я не могу заниматься сексом 24 часа в сутки, не умею стрелять из всех видов оружия, не вожу вертолеты, не прыгаю с самолетов без парашюта. Но описание драк мне удается – интуиция подсказывает. А вот сексуальные сцены описывать не умею. Это скучно. Тем более, сексом занимаются все, а драками – один из ста.
– Бывает, что украинские писатели дерутся между собой?
– Украинские писатели могут тыкать дули, обзывать друг друга, но до драк дело редко доходит. Агрессивных персонажей стараются избегать и друзья, и враги. Обиды взаимные у писателей существуют, но держатся они все равно вместе. Ведь понимают, что обречены на общение друг с другом. Как и сталеварам, и лесорубам, писателям необходим профессиональный круг общения. И вообще, непонятно, что нам делить: у всех одинаковый тираж в две тысячи экземпляров, всем одинаково мало платят или не платят вообще. Очень хочется, чтобы у меня, как у автора детективных приключенческих романов, появился конкурент. Пока я один такой экземпляр. Так же как и Андрей Курков, и Ирэн Роздобудько, и Василий Шкляр, и Мария Матиос, и Сергей Жадан. Даже подражателей нет!
– Андрей, а вы – трудоголик?
– О да! Когда болею, переживаю, что ничем не занят. Представляете?! Я бы даже полечился от трудоголизма, но не знаю, где. Не умею отдыхать, хотя и чувствую: надо... Это все от нестабильности нашей жизни. Ведь не знаешь, вернешься ли на свое рабочее место, когда отправляешься в отпуск. Я работаю сам на себя, и когда регистрировался как частный предприниматель, сказал, что буду торговать словом...
– Какая книга была вашей любимой в детстве?
– "Сто пригод Барвінка і Ромашки" украинского писателя Богдана Чалого. Это детская книга в стихах, но в традициях боевиков и детективов. Сейчас уже мой ребенок эту книжку зачитывает.
– О чем мечтаете?
– Я не мечтаю, а если такое и случается, беру мечту как руководство к действию. Вот мечтал о кино, и оно теперь снимается... А мечтать о чуде – глупо. Чудеса нужно делать своими руками, а не лежа на диване. Вообще, хотелось бы как можно больше почитать хороших книг, увидеть интересных фильмов.
Версія для друку Відправити по e-mail Обговорити на форумі |
Переглядів : 9092 |
Коментарі (2)
марина | 2007-09-26 16:09
Sirko | 2007-08-04 20:20
Предлагаю составить список современных писателей с корнями из Чернигова и области.
Обязательное условие: книги, изданные за свой счет или за счет спонсоров - не считаются. Книги, изданные в черниговских издательствах тоже не считаются. Только общеукраинский или общемировой уровень.
Мой список:
1. Андрей Кокотюха
Продовжить список, будь ласка!