ОРАНЖЕВАЯ ЭВОЛЮЦИЯ
Несколько дней назад, на митинге, я увидел в руках у пожилого мужчины из бело-голубого лагеря рукописный плакат: «Революции – нет! Эволюции – да!» Так вот: под этим плакатом я готов подписаться. Потому что события последнего месяца на Украине, на мой взгляд, революцией не являются. По определению.
Различные словари русского языка определяют слово «революция» в диапазоне от «коренной общественный перелом, приводящий к смене устаревшего общественного строя новым» до более простого «насильственная смена власти в государстве». Так вот, украинские события этому определению никак не соответствуют.
Во-первых, напрочь отсутствует элемент насилия – в этом смысле, украинское «оранжевое движение» пока уникально среди прочих освободительных движений и революций последних двух десятилетий. А во-вторых, речь ни в коей мере не идет о смене строя или же власть предержащих лиц. С точностью до наоборот: люди вышли на площади, чтобы отстоять тот государственный строй, который установлен действующей в стране Конституцией, и чтобы утвердить на своем посту президента, избранного большинством голосов (после решения Верховного Суда это утверждение – уже не версия, а факт).
Вот почему я употребляю слова, прозвучавшие как-то в эти дни на радиостанции «Эра-FM»: ОРАНЖЕВАЯ ЭВОЛЮЦИЯ. На мой взгляд, это гораздо точнее описывает все то, что произошло у нас за последний месяц – с 21 ноября по 21 декабря.
И вот почему очень странно и обидно слышать безапелляционные возгласы: «Помаранчевый путч!.. Американский сценарий по образцу Сербии и Грузии!..» Несомненно, вступая в ненасильственное сопротивление, мы учли все предыдущие наработки и схемы действий – именно для того, чтобы избежать жертв и непоправимых ошибок. Только вот сценарий этот немного старше, нежели сербские или грузинские события. И корни его (сценария) – отнюдь не американские. Это – сценарий Ганди, благодаря которому Индия путем ненасильственного сопротивления обрела государственную независимость. Именно идеи и принципы Ганди мы взяли за основу своего радостного сопротивления по отношению к несправедливости, лжи, насилию.
Дело ведь – вовсе не в Викторе Ющенко. Украинская оппозиция планировала в случае фальсификации выборов призвать на улицы Киева 30 тысяч своих сторонников. И сотни тысяч, вышедшие на киевский майдан, стали неожиданностью и потрясением для всех. В том числе, и для нас самих. С детства вложенные в наше сознание перегородки между «западенцами» и «москалями», крымскими татарами и славянами не просто рухнули – рассыпались в прах. И когда слышишь, как крымский татарин и русскоязычный крымчанин говорят между собою по-украински – понимаешь: мы действительно ВДРУГ состоялись как Нация – большая, многоэтническая нация народа Украины.
К сожалению, разделение в нашем обществе существует – но оно ни в коей мере не этническое и не географическое. В Днепропетровске, Херсоне и Харькове (это ли – не юго-восток?) оранжевый цвет преобладает! И в этих, в массе своей русскоязычных городах, жители уверенно повторяют: «Нас – багато, и нас не подолати!»
Что же вызвало к жизни Оранжевую Эволюцию? Желание законно сменить прежнюю, насквозь продажную власть? И это тоже, хотя не это стало определяющим. Скажу о том, что знаю из собственного опыта. Вот уже семь лет я являюсь координатором общества родителей, чьи дети перенесли онкологические заболевания. Далеко не все знают, что детский рак в наше время лечится, и весьма успешно; врачи необходимого уровня квалификации у нас тоже есть. Нет другого – финансирования такого лечения. И именно поиском такой помощи занимаемся мы, родители. В результате – мы весьма хорошо осведомлены, как при нынешней власти оседают неведомо где средства, выделенные на нужды тяжело больных малышей. И у нас есть все основания (и опыт) считать, что при победе нынешнего провластного кандидата наши дети будут умирать без лечения и лекарств, – причем помогать им будет куда сложнее, чем даже сейчас. Так что мой выбор первоначально определялся именно этим обстоятельством.
Но главным все же стало не то, как жилось раньше, а перспектива на будущее. Я твердо уверен, что выбор, который встал сейчас перед каждым украинцем, – это выбор этический. Это – проблема нравственного самосохранения, личностной цельности, проблема предательства и верности самому себе... Наступают в жизни моменты, когда смолчать уже нельзя – без личностной деградации, без превращения в тело, которое есть, пьет и тупо доживает отпущенный ему срок.
Особая циничность предвыборной компании состояла даже не в том, что нам предложили проголосовать за откровенного преступника, – но в том, что это ничем не маскировалось! Все криминальные аргументы, лексика, стили поведения употреблялись совершенно открыто. Почему? Подозреваю, что ради особого глумления: хочу, чтобы вы знали, кого выбираете, – потому что все равно ведь выберете, куда ж вы денетесь-то?!..
Мы порой увлекаемся воспоминаниями о криминальном прошлом провластного кандидата, и как бы перестаем обращать внимание на его настоящее. Но Янукович – не потому преступник, что когда-то дважды был осужден (потому что, действительно, раскаяние и перемена жизни может произойти с каждым человеком), а потому, что он преступно рвался к власти, вел преступную обработку сознания, включая откровенную и страшную клевету на своего оппонента, и наконец, фальсифицировав выборы, совершил этим попытку путча, незаконного захвата власти. Янукович – насильник не потому, что когда-то совершил (или не совершил) что-то подобное с женщиной; а потому, что он постарался изнасиловать весь народ, в котором не видел ничего, кроме презренного «электората»...
Подобное зло не можно и не должно терпеть. Соглашаясь с ним, мы теряем себя – и неизвестно, сколько времени после этого придется отыскивать себя заново (и удастся ли это сделать вообще)... Именно за это мы вступили в борьбу: за право называться теми, кто мы есть, за право сопротивляться злу, которое готово распространиться в обществе безраздельно. И злу, насилию, мраку мы противопоставили улыбки, песни, радость, любовь. Именно в этом – ключ к происходившему на киевском Майдане.
Но... Почему же столь велико количество людей, несмотря ни на что, поверивших Януковичу, проголосовавших за него, и теперь отстаивающих свой выбор?..
Одна из причин – незнание реалий того, что на самом деле происходит сейчас вокруг вопроса об украинской власти. И дело не только (и не столько) в информационной блокаде, сколько в во внедрившейся в умах привычке думать лозунгами, рекламными слоганами, не тратя время на их расшифровку, а тем боле – на аргументы и доказательства. «Чистота – чисто Тайд!» и «Ющенко продался Америке» – две равнозначные максимы, которые, увы, мы все чаще воспринимаем без доказательств...
Сыграли роль и различные соблазны со стороны власти – примитивные, но, оказывается, еще довольно-таки действенные: добавка к пенсии, а также словесные обещания «двойного гражданства», «второго государственного языка» и т.п.
Соблазны эти, в свою очередь, еще сильнее укрепили клановость мышления, при котором человек добровольно и легко отдает собственную свободу в угоду той социальной группе, с которой себя отождествляет. Сейчас уже со всех сторон открыто звучит: «Лучше свой бандит, чем.. (здесь возможны варианты, в зависимости от фобий говорящего)».
Еще один фактор – поражающее безверие, пустившее корни во многих умах и сердцах. Оно сквозит в письмах, приходящих из России, звучит в недоуменно-высокомерных репликах «с той стороны». «Все равно ничего к лучшему не изменишь! Никогда и ни при каких условиях. Тот, кто сумеет свалить нынешнюю власть, будет в десять раз хуже, это неизбежно...» И – обязательная усмешка в конце: «Ты-то этих глупостей нам не рассказывай, ты ж сам в них не веришь, потому что верить в них невозможно...»
Но – почему множество других стран могут не прогибаться под своим правительством, а контролируют его и заставляют работать в своих интересах? И незачем брать Англию или Швейцарию; а славянские страны?.. Словакия, Чехия, Болгария, Польша?.. А Румыния, которая 15 лет назад начинала в условиях полной разрухи?.. Неужели же мы, украинцы, из другого теста, чтобы позволять безверию и цинизму сковать нашу волю к изменению собственной жизни?..
Собственно говоря, за всеми этими причинами стоит одна, изначальная. Это – страх. Страх перед любыми переменами в жизни. Страх перед тем, чтобы брать на себя ответственность за собственные поступки и за свою жизнь в целом. Страх-ксенофобия перед всеми, кто «не как мы». Страх перед вхождением в мировое сообщество, перед европейской интеграцией... Потому что европейский выбор неизбежно надо начинать с самого себя. Хотя бы, для начала, – не бросать мусор там, где живешь; не брать чужое и не давать взятки; поступать так, как считаешь правильным сам, а не как от тебя требует кто-то... Но все это – очень трудно. Особенно, если по-другому не умеем, и не хотим этому учиться...
Подобный страх порождает все более сильную агрессию. Если несколько дней назад я старался на симферопольской площади вступать в разговор с оппонентами из бело-голубого лагеря, то сейчас стало ясно: это уже бесполезно. Увы, активисты «той стороны» уже неспособны что-либо слышать. Их кандидат, участвуя в теледебатах, призвал к миру и соблюдению спокойствия – но им он уже не указ. Лавинообразно нарастает поток оскорблений, угроз – и приведения их в исполнение.
Людей, поддерживающих Оранжевую Эволюцию, избивают в центре города – возле ночного магазина, в подземном переходе... В день, когда в Симферополь прибыл Янукович, на площади Ленина разгромили несколько оранжевых палаток и развели два костра из агитационной литературы. Сторонники «бело-голубой идеи» приплясывали вокруг них и кричали нам: «Фашисты!..» В Севастополе были остановлены и разбиты несколько автомобилей, ехавших с оранжевыми ленточками. А в Симферополе, все на той же площади Ленина, все громче слышатся откровенные угрозы в адрес всех, кто поддерживает Виктора Ющенко. Нам обещают, что после победы «их кандидата» мы просто исчезнем с полуострова вместе со всеми татарами... (список открыт, кого в него занесут следующим?..) – чтобы не «мелькали перед глазами». Женщины пожилого возраста выкрикивают в нашу сторону такое, что я не решусь повторить даже в мужском обществе. Впечатление, что в людях разбудили самые темные, табуированные стороны их подсознания.
Дальше – больше. Совсем недавно, в одно «прекрасное утро» на постаменте памятника Ленину, под которым стоят палатки сторонников Януковича, была вывешена свастика. Вроде бы, это задумывалось, как обличение нас: мол, это мы – фашисты... Но свастика висела именно под Лениным, и возбужденные люди стояли рядом с ней...
Что ж, – может, уже этот поток агрессии поможет кому-то опомниться, задуматься – и ужаснуться своему прежнему выбору.
Наше же оружие может быть только одно – это любовь. И мы улыбаемся тем, кто костерит нас, в лучшем случае – «козлами» и «быдлом», а чаще – изощренным матом. И стараемся изо всех сил сдерживать негативные эмоции – хотя на самой горячей линии, разделяющей площадь Ленина на «Майдан Свободы» и «бело-голубую зону», нервы у ребят и девочек из «Поры» натянуты уже до предела. Но все равно – несмотря ни на что, главным переживанием остается радость.
Наверное, со стороны странно смотрится небольшая группа людей, бодро распевающих: «Разом – нас багато» – рядом с гораздо большим по размерам скоплением своих оппонентов. Но ведь «мы» – не только в Симферополе, а по всей Украине и далеко за ее кордонами!
В последние дни я прихожу на площадь в оранжевом жилете с наклейкой «ТАК!» на спине – обыкновенном рабочем жилете, спецодежде. Этот жилет, и еще несколько вместе с ним, прислали в подарок... москвичи, причем совершенно незнакомые мне. Им очень хотелось поддержать нас, украинцев в нашем Помаранчевом Деле. И вот, они купили несколько новых оранжевых «спецовок» и с поездом передали в Крым. Этот жилет дорог мне, прежде всего, тем, что он – подарок от россиян. Потому что далеко не все жители России верят пропаганде своих телеканалов и возмущаются нашей непослушности! Множество россиян – с нами! И нас, поистине – багато.
Кроме того, такой жилет – прекрасный символ того, чем мы заняты. Это – работа, долгая и упорная. Это – строительство того государства, которое уже провозглашено на Украине, и которое мы теперь решили воплотить в реальность.
Победим ли мы?.. Уже победили – независимо от того, что может произойти дальше. Потому что мы сами стали другими. Мы решились признаться сами себе в том же самом страхе, живущем в нас, – и преодолеть его. Мы перешагнули через этнические, вероисповедные, социальные границы – и соединились не в безликую Массу, но в соборное единство личностей – Народ. И этого у нас уже отнять не удастся.
...Уроки истории сейчас самое время проводить не в классах и аудиториях – а на улицах и площадях. Происходящее в эти дни на Украине – это исторические события, которые будут помнить века спустя и изучать школьных и вузовских курсах (причем, возможно, не только в курсе национальной, но и всемирной истории). Через 15, 20, 30 лет наши дети или внуки будут расспрашивать нас об этих днях. Очень хочется, чтобы никому из нас не было стыдно рассказывать о том, что мы делали и какие идеалы защищали.
Версія для друку Відправити по e-mail Обговорити на форумі |
Переглядів : 6874 |
Додати коментар: